Методическое сопровождение участников педагогических конкурсов как условие роста их профессионального мастерства

(из опыта работы творческой группы по подготовке к конкурсам профессионального мастерства)

«Невозможно усовершенствовать человека без его участия.
Дверь к усовершенствованию заперта изнутри» 
(Крис Аргирис)
     Представление педагогического опыта является неотъемлемой частью профессиональной деятельности любого педагога. А лучшая его пропаганда – непосредственный показ своей работы другим педагогам, участие в профессиональных конкурсах.
Педагоги нашего учреждения являются участниками конкурсов различного уровня, которые прочно закрепились в образовательной среде: «Сердце отдаю детям», «Педагогический дебют» среди молодых педагогов, «Методист года».
За этот учебный год 9 педагогов из 5 структурных подразделений Центра детского творчества приняли участие в 7 профессиональных конкурсах различного уровня: от институционального до всероссийского.
 Нами был взят хороший старт в начале учебного года и финиш в конце года был не менее успешным.
 Следует сказать, что победы наших педагогов – это не единоличная их заслуга, это работа команды.  Стать лучшим среди равных было бы трудно без участия наставников и коллег. В рамках этого в нашем учреждении осуществляет свою деятельность ТГ по подготовке к конкурсам профессионального мастерства (это сильная команда) и тому свидетельство результаты.
 Это 5 призовых мест из них: 3 педагога – 1 место, 1 – 2 место, 1 – 3 место, лауреатство в окружном конкурсе.
 Основной целью работы творческой группы является методическое сопровождение участников педагогических конкурсов.
Специфика методического сопровождения педагога выражается в гибком реагировании на степень профессиональной готовности участника к конкурсу. Нередко, а скорее даже в большинстве своём, педагог, ставший  участником конкурса, первоначально выходит на рефлексию собственного опыта. Деятельность ТГ направленна, в том числе, и на формирование мотива достижения успеха в конкурсе и в постконкурсный период.
В состав творческой группы входят педагоги и специалисты, в соответствии с приказом директора о подготовке педагога к участию в том или ином конкурсе профессионального мастерства, в связи с чем состав участников творческой группы может незначительно меняться.
Постоянными участниками являются:
1.     Кельбас Р.В., заместитель директора по УВР;
2.     Батырева Т.В., методист;
3.     Мухина С.А., методист;
4.     Томилова М.О., методист, руководитель службы по работе с ДОО;
5.     Булыгина Т.В., методист;
6.     Абрамова С.Н., методист, руководитель СПС;
7.     Полякова С.А., педагог-психолог;
8.     Казакова Т.Е., руководитель РЦЭБН;
9.     Емельянова Т.В., методист РЦБЭН;
10.          Гусейнов Ф.А., педагог-организатор;
11.         Тунгусова О.Н., заведующий СМО.

Участники конкурса, а вместе с ними и ТГ проходит ряд этапов:
I этап – этап вхождения педагога в конкурс.

Для педагога этап вхождения в конкурс начинается с принятия решения об участии в нем. Мы с вами знаем, что отношение педагогов к конкурсному движению различно. Одним нравится соревноваться, ощущать азарт борьбы, находиться в ситуации успеха, демонстрируя свои профессиональные качества. Другие вступают на этот путь вынужденно (и таких участников большинство, тоже ни для кого не секрет).
Это решение нельзя назвать легким. Почему? Ведь педагоги принимают участие в различных конкурсах начиная от спортивных соревнований и конкурсов декоративно-прикладного творчества до заочных профессиональных конкурсов. И здесь кроется один из главных страхов - это конкурс очный, то есть педагогам предоставляется возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самоанализа. И все это на публику. Хотя педагогу ли боятся публичности? Но одно дело быть перед детьми или даже их родителями и совсем другая ситуация подвергнуться оценке коллег и строгого жюри. 
Почему подробно говорю о принятии решения об участии в конкурсе? Да потому, что уже это позволяет им подняться на одну ступень над собой, заставляет по-другому посмотреть и проанализировать свою педагогическую деятельность, увидеть, что им есть о чем сказать коллегам.
Оценив степень своей профессиональной готовности к участию в конкурсе, педагогам приходится прибегать к определенным усилиям в области саморазвития, профессионального роста.

Деятельность ТГ на данном этапе предполагает проведение семинаров, консультаций, посвященных не только анализу профессиональных затруднений педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства, но и поиску путей их устранения. Внимание уделяется следующим вопросам:
-          использование технологии анализа педагогической деятельности;
-          определение соответствия технологии проведения учебного занятия заявленной концепции;
-          оказание консультативной помощи педагогам в отборе содержания и редактировании предлагаемого конкурсантами материала;
-          написание эссе;
-          подготовка самопрезентации;
-          создание видеовизитки конкурсанта;
-          разработка дизайн-проекта конкурсных материалов.

II этап – собственно конкурсный.
         Именно на этом этапе  конкурсных испытаний  появляется возможность общения с коллегами. Наблюдая за деятельностью других участников конкурса, педагоги невольно анализируют, сопоставляют разные подходы к обучению и воспитанию, тем самым пристальнее вглядываются и в себя. Появляются мысли в проектировании своей дальнейшей педагогической деятельности, переработки того, что уже наработано.  Как один из факторов дальнейшего профессионального развития на этом этапе хочу отметить именно преимущества публичного предъявления опыта, возможность диалога с членами жюри, а так же наличие обратной связи с аудиторией и ее реакции, что также значимо (может быть даже в большей степени) для педагога, как и получение награды, диплома.

Деятельность ТГ на данном этапе предусматривается индивидуальное консультирование конкурсантов по соответствию требований к выполнению различных конкурсных заданий, оформления материалов конкурса и т.д. Организуется проведение консультаций с психологом, направленных на формирование умений преодолевать стрессовые ситуации, возникающие барьеры и помехи в процессе публичного выступления, проведения открытых практических занятий.

III этап – постконкурсный.
Он очень важен для педагога. Спустя некоторое время после напряженного конкурсного графика, говоря словами конкурсантов, у одних приходит ощущение пустоты, у других остается чувство некоторой незавершенности конкурса. Можно сказать, что не хватило «разбора полетов» – разговора с жюри после завершения испытаний, ведь  педагогический конкурс – это в первую очередь повышение квалификации педагогов.
«Педагоги года» продолжают профессиональное общение того уровня, которое может быть только на конкурсе. Они участвуют в работе семинаров, проводят открытые занятия и мастер-классы для «будущих» конкурсантов (Лебедев В.О.), участвуют в составе жюри на конкурсах профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», «Педагогический дебют» (Финк Е.А.).

Деятельность ТГ на данном этапе выражается в методическом сопровождении конкурсантов с целью дальнейшего развития их профессионализма. Методическое сопровождение при этом носит персонифицированный характер.

Плюсы и минусы участия в профессиональных педагогических конкурсах

Минусы
Плюсы
Любой конкурс - испытание для человека
но в тоже время возможность раскрыть свои резервные способности,
понять свои сильные и слабые места
И все же это, безусловно, стрессовая ситуация. Почему?
Конечно, это перегрузка, трудность в определении объема работы,
Главная трудность – это нехватка времени
Трудности подготовки к конкурсу оказывают влияние на формирование стрессоустойчивости


признание ценности педагогического опыта коллегами и погружение в ситуацию успеха и как следствие повышение самооценки

Участие в конкурсе можно считать полезным: проанализировать лишний раз свою работу, увидеть плюсы и минусы, не мешает даже маститым специалистам.
В любом случае участие в конкурсах – это расширение границ профессиональной компетентности.

Слайд 15
Говоря об успехах деятельности ТГ, стоит отметить и трудности: при большом составе педагогических работников Центра детского творчества отмечается низкий процент претендентов на участие в профессиональных конкурсах.
В связи с этим необходимо проводить более активную работу по выявлению опытных, творческих кандидатур и дальнейшей их подготовки к участию в конкурсе. Помощь в заинтересованности педагогов в пропаганде своего педагогического опыта через участие в конкурсах профмастерства хотелось бы видеть от руководителей ресурсных центров и отделов, поддержке коллег. Со стороны руководства – достойное стимулирование участников конкурсов.
 Цель и задачи деятельности творческой группы
на 2014-2015 учебный год
Цель: методическое сопровождение участников педагогических конкурсов, как условие роста их профессионального мастерства.
ЗадачиОрганизация и проведение институциональных конкурсов профессионального мастерства.
  1.  Оказание методической поддержки педагогам, претендующим на участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
  2. Обеспечение взаимодействия с различными организациями в рамках участия педагогов ЦДТ в конкурсах профессионального мастерства.
  3. Содействие динамике профессионального развития педагогов в постконкурсный период.
  4.  Обобщение и распространение положительного опыта участия педагогов ЦДТ в профессиональных конкурсах.



Участие в конкурсе остается по-прежнему наиболее значимым и престижным. 

Популярные сообщения из этого блога

Распространение квалификационных категорий

Калейдоскоп мастер-классов