Итоги реализации плана работы муниципального автономного учреждения города Нижневартовска «Центр детского творчества» за 2013-2014 учебный год

Кельбас Р.В. зам. директора по УВР
Основной доклад итогового педагогического совета
      Добрый день, уважаемые коллеги.
    Вот и подошёл к концу ещё один учебный год, очередной год, но всё-таки он не похож на предыдущие. Этот год прошёл в режиме преобразования системы дополнительного образования в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие дополнительного образования детей в РФ до 2020 года». 

  Сегодня дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности, что позволяет рассматривать её как одно из приоритетных сфер инновационного развития России.
       Целью деятельности учреждения в 2013-2014 учебном году было: «Обеспечение качества и доступности дополнительного образования через повышение профессиональной компетентности педагогов, расширение спектра образовательных услуг».
    Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов через непрерывное образование.
  • Активизация работы творческих групп педагогов.
  • Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
  • Расширение информационного пространства через использование Интернет – ресурсов учреждения.
  • Обновление содержания программно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
  • Обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня развития детей, в том числе с признаками одарённости.
  • Удовлетворение запроса потребителей на новые образовательные услуги.
  • Оптимизация образовательного процесса в сфере платных услуг, через разработку и реализацию новых дополнительных образовательных программ. 
   Поставленные задачи достигались через различные направления деятельности и формы работы.
   На 2013 – 2014 учебный год администрацией города доведено муниципальное задание на 456 групп, в которых должно было заниматься 5605 обучающихся. В связи с реорганизацией учреждения (передачей 23 ставок в МБУДОД «ЦДиЮТТ») (согласно распоряжению № 667 от 26.12.2013г.) с 01.01.2014г. было внесено изменение в муниципальное задание учреждения до 2016 г. количество групп в 2014 году уменьшилось на 64, детей – 957 человека. На конец учебного года в учреждении организована деятельность 438 учебных групп, в которых занимается 5409 обучающихся различных социальных групп населения. 
   Количество детей и подростков, ежедневно посещающих подростковые клубы по месту жительства, составляет – 1020 человек. 
   В соответствии с Законом РФ «Об образовании», СанПин 2.4.4.1251-03 учебный план отражает специфику работы, как учреждения дополнительного образования детей, профессиональную направленность педагогов, определяет требования и регламентирует организацию образовательного процесса, обеспечивает федеральный компонент государственного образовательного стандарта, реализацию регионального компонента, является исходным документом для финансирования учреждения. 
   Образовательный процесс выстраивается на основе выявленных индивидуальных интересов, потребностей, запросов детей, родителей на дополнительные образовательные услуги, социально-психологического и педагогического мониторинга по отслеживанию уровня подготовленности выпускников в соответствии с нормами, установленными образовательным стандартом, отраженным в образовательных программах детских объединений. 
  Содержание дополнительного образования в детских объединениях определяется дополнительными общеразвивающими программами, разработанными и реализуемыми педагогами дополнительного образования в соответствии с Законом «Об образовании» и рекомендациями Министерства образования РФ. Дополнительные общеразвивающие и рабочие программы рассматриваются программно – методической комиссией и утверждаются педагогическим советом учреждения. 
    В этом учебном году реализуются 73 общеразвивающие программы, которые содержат разные уровни сложности и позволяют педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей и отдельными обучающимися. 
     Программы реализуются на базе Центра детского творчества, подростково - молодежных клубов по месту жительства, а также активно развивается дополнительное образование на базе 38 общеобразовательных учреждений через интеграцию общего и дополнительного образования детей в единое образовательное пространство. Внеурочной деятельностью по новому стандарту охвачено 1484 обучающихся из 16 школ города.
   Педагоги активно используют разнообразные, эффективные нетрадиционные формы проведения занятий: занятия-фантазии, индивидуальные занятия, занятия-консультации, экскурсии. Кроме этого существуют формы занятий, которые чаще используются педагогами по направлениям деятельности: спортивно-массовый отдел – походы выходного дня, соревнования, эстафеты; ресурсный центр эколого - биологической направленности - занятия с использованием сказки, занятия-путешествия, КВН, интеллектуальные игры; музыкальный отдел - занятия-концерты, реконструкция обрядов и праздников; натуралистический отдел - ролевые игры, викторины, практические работы, беседы с демонстрацией, конференции, турниры, конкурсы, состязания; ресурсный центр художественно - эстетической направленности - творческий отчётный показ, актёрский зачин, походы в театр.
        Для организации внеурочной деятельности используются различные формы практической деятельности: экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, научные общества, конкурсы, концерты, практикумы, экспедиции, слёты, форумы, природоохранные акции, соревнования, поисковые и научные исследования, трудовые десанты, пропагандистская и проектная деятельность, полевая практика и др. 
    Учебные занятия проводятся на хорошем методическом уровне, соответствуют требованиям, предъявляемым к занятию в соответствии с ФГОС. Педагоги используют различные приёмы работы по развитию у обучающихся универсальных учебных действий. Осуществляется учебное сотрудничество. Некоторые педагоги используют технологическую карту учебного занятия, где предусматриваются следующие параметры: этапы занятия, его цели, содержание учебного материала, методы и приёмы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность педагога и деятельность обучающихся. Использование технологической карты даёт возможность педагогу более продуманно подойти к подготовке занятия, грамотно сделать его самоанализ. 
      Стандарты второго поколения во главу угла ставят личностно-ориентированное обучение и системно-деятельностный подход в обучении. В учреждении созданы благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику деятельности. Для этого создана хорошая материально-техническая база: студия звукозаписи, спортивный и хореографические залы, выставочный зал, теплица, учебно-опытный участок, живой уголок, экологическая лаборатория, зимний сад, дендрарий, лесопитомник, делянка школьного лесничества. 
     Наличие квалифицированных кадров, позволяет реализовывать вариативные программы для разновозрастных групп детей в каникулярный период. 
    В учреждении выстроена система отслеживания качества подготовки обучающихся по общеразвивающим программам всех направлений деятельности. Обучающиеся каждого структурного подразделения в течение года проходят стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию. В рамках аттестации проводятся диагностические исследования в различных формах: выставки, концертные выступления, тестирования, зачеты, участие в конкурсах и научно-практических конференциях, соревнованиях и другие. Каждый педагог выбирает такую форму, которая максимально позволит ребенку проявить и показать специальные способности по программе. Содержание стартовой и итоговой аттестации определяется самим педагогом в соответствии с прогнозируемыми результатами программы. 
   В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт разработана система отслеживания универсальных учебных действий. 
     Отслеживание результатов выполнения программ фиксируется в виде таблиц, диаграмм, делается количественный и качественный анализ диагностических исследований. Результаты обобщаются и структурируются по каждому детскому объединению, структурному подразделению и учреждению в целом.
   Анализ диагностического исследования по определению уровня сформированности специальных способностей обучающихся позволяет сделать вывод о динамике роста среднего и высокого уровней в течение учебного года. Это говорит об осознанном выборе направления деятельности и высокой мотивации обучающихся, использовании педагогами современных методик и технологий обучения, индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам.
       Однако система аттестации обучающихся требует усовершенствования и доработки (н-р, результаты освоение программы каждым обучающимся и воспитанником должны быть отражены в журналах и приказах по учреждению, анализах выполнения программ и т.д.)
        Дополнительные общеразвивающие программы в основном реализуются качественно и в срок, за исключением педагогических работников, которые не выполнили программу в полном объёме по причине листа нетрудоспособности или учебных отпусков. Поэтому огромная просьба подойти в учебную часть для ознакомления с приказом о продлении учебного года до 06.06.2014г.
     В Целевой программе «Дети Югры» отмечено, что особого внимания требует укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, а также информационная, консультационная, сервисная поддержка родителей, формирование в сознании подрастающего поколения системы ценностей, связанных со здоровым образом жизни, профилактика вредных привычек. Планирование воспитательного процесса осуществляется по 11-ти направлениям воспитательной компоненты. В учреждении реализуются 23 программы деятельности. Среди них 8 программ подростковых объединений по месту жительства. Важная миссия воспитательной работы лежит на педагогах-организаторах подростковых клубов.
    Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. Система повышения квалификации в учреждении способствует росту профессионального мастерства педагогов, что в конечном итоге повышает качество педагогической деятельности.
  Повышение квалификации педагогических работников Центра осуществляется дифференцированно, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки каждого педагога.
     В этом учебном году прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности через тестирование 9 педагогов, а в прошлом – 5.
    Высшая   квалификационная категория была присвоена 5 работникам (3 заместителя директора и 2 руководителя структурного подразделения).
   Первая квалификационная категория - 2 работникам (1 заместитель директора и 1 руководитель структурного подразделения).
     Всего за 2013/2014 учебный год было подано 14 заявлений на высшую квалификационную категорию, 6 заявлений на первую квалификационную категорию. Все педагоги успешно прошли аттестацию. 
     Планируется в следующем учебном году увеличение количества педагогов, которые будут проходить аттестацию на соответствие, т.к. сокращен срок работы в должности без категории. Педагоги должны будут проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в течение первого года работы в учреждении. 
   Повышению профессиональной компетентности педагогов способствует подготовка и участие в конкурсах педагогического мастерства.
    В этом году 9 педагогов Центра приняли участие в 7 профессиональных конкурсах различного уровня.
     Конкурсы педагогического мастерства – это публичная, открытая, общественно значимая форма повышения квалификации, в результате которой осуществляется развитие профессионализма педагогов. Итоги участия наших педагогов в конкурсах профессионального мастерства значимы, а их победы престижны. 
    В течение всего учебного года учреждением создавались условия для непрерывного профессионального образования педагогических работников. На основании приказа от 10.10.2013 г. № 805 «О создании условий для участия в деятельности городских методических и профессиональных общественных объединений педагогических работников» педагогические работники учреждения участвовали в работе:
  • ГМО учителей технологии (Кандыба С.С. и Хасанова Г.М.),
  • ГМО социальных педагогов (Муслимова А.Г.),
  • ГМО педагогов-психологов (Абрамова С.Н., Моргунова К.А.),
  • Городской методический совет (Кельбас Р.В. и Шишкина Н.М.).
   Всего в работе городских методических и профессиональных общественных объединений приняло участие 22 работника учреждения.
    Участие педагогов на курсах повышения квалификации осуществлялось на основании плана курсовой подготовки. 
   Количество педагогов, прошедших КПК (не менее 72 часов) 42 чел., (30%) из них: на бюджетной основе 27 чел., за счет других источников 15 чел. Другие источники – это оплата из личных средств.
   В период 2012-2014 годов педагоги учреждения принимали участие во Всероссийском интернет конкурсе педагогического творчества в 2012 году приняли участие 48 педагогов, в 2013 г. 43 педагога,. 2014 г. – 60 педагогов (сегодня руководители получат сертификаты и вручат в структурных подразделениях)
  Результативность деятельности учреждения способствует также качественная работа творческих групп педагогов. 
    На протяжении ряда лет творческая группа по комплексному обучению «Поиск и творчество» (руководитель Мухина С.А.) активно изучают и внедряют эффективные педагогические технологии в практику работы педагогов. Результатом работы является разработка технологической карты учебного занятия. Это является новым методическим продуктом. 
   Методист Батырева Т.В. в 2013/2014 учебном году руководила творческой группой по подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства. Результатами работы данной группы являются победы педагогических работников в конкурсах разного уровня. 
     Традиционно проходит научно-практическая конференция «Научный потенциал России», где принимают участие обучающиеся Центра, педагогами этой группы даются консультации по оформлению результатов проектных и исследовательских работ (руководитель творческой группы Емельянова Т.В.). 
     В этом году активизировалась деятельность творческой группы по работе с родителями, которую возглавила Полякова С.А.
     На ряду, с этим не на достаточном уровне ведётся работа в группе по одарённым детям в виду отсутствия желающих из числа педагогических работников учреждения. Выражаем надежду на возобновление качественной работы группы в следующем учебном году, так как в Целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дети Югры» на 2011-2015 годы обозначено, что система работы с одаренными детьми играет важную роль в обеспечении интеллектуального будущего Югры и России.

В подтверждении этого можно привести сравнительный анализ по количеству участников и призеров в конкурсных мероприятиях разного уровня:


Уровни
Количество призеров
2012/2013
2013/2014
Международный
151
244
Всероссийский
41
100
Региональный
17
106
Окружной
110
138
Муниципальный
185
196
ВСЕГО:
504
1843









Хочу отметить, что поездки на различного уровня конкурсы, фестивали, соревнования учреждением не финансируется. И они осуществляются за счёт спонсорских денег, совместных пилотных проектов, родительской оплаты, очень часто за счёт самих педагогов.
   Выполняя задачу учреждения по созданию единого информационно - образовательного пространства учреждения, которое включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования, методическим ресурсным центром была проделана следующая работа:
  • в апреле - мае 2014 внесены изменения в структуру и дизайн сайта. 
  • в 2013 - 2014 учебном году созданы новые образовательный блоги:
   Сайт учреждения играет очень важную роль в создании имиджа учреждения, информированности участников образовательного процесса, общественности, поэтому наполняемость сайта не всегда представлена на должном уровне. И я призываю каждого из Вас своевременно и качественно представлять информацию о деятельности того или иного направления.
    Материально-техническая база учреждения ежегодно обновляется и совершенствуется благодаря реализации долгосрочной Целевой программы «Новая школа Югры» на 2010-2013 годы и на период до 2015 года на условиях софинансирования бюджета города и округа.
         В текущем учебном году запланированы следующие ремонтные работы, на которые выделено 794 тыс. рублей: ремонт хореографического зала (ул. Спортивная, 3), замена дверей (ул. Ленина, 9 «а»). Произведена замена линолеума в конференц-зале (ул. Ленина, 9 «а»), обновлены жалюзи в учебных классах (27 комплектов на 100 тыс. рублей). При финансовой возможности в летний период запланирован косметический ремонт помещений.
        Необходимо отметить ряд проблем, требующих решения: в соответствии с нормами и ростовыми группами в учебных кабинетах недостаточно ростовой мебели, книжных шкафов, столов под оборудование.
        Сегодня каждому учреждению важно правильно определить ступень своего развития, определить дальнейшие перспективы и пути. Проблема результативности и качества образовательной деятельности является актуальной проблемой. Нам многое нужно осмыслить, прежде чем создать комплекс критериев и методов по оценке результатов педагогической деятельности в учреждении.
    Стратегическое планирование строится по принципу «От будущего к настоящему». Перспективная программа предполагает, что в условиях развития Центра детского творчества по расширенному сценарию, его состояние к 2015 году будет характеризоваться следующим образом: 
  • обучающимся предоставляется качественное дополнительное образование, способствующее успешному освоению ими государственных стандартов второго поколения; 
  • выпускники профессионально ориентированы, имеют допрофессиональную подготовку, конкурентоспособны в системе среднего и высшего профильного профессионального образования; 
  • существует система воспитания обучающихся, адекватная потребностям времени; 
  • деятельность в детских коллективах не наносит ущерба здоровью обучающихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды; 
  • педагоги высокопрофессиональны, применяют в своей практике инновационные технологии обучения; 
  • имеется эффективная, компьютеризированная система управления, обеспечивающая не только успешное функционирование, но и развитие образовательной системы; 
  • используются механизмы государственно-общественного управления образовательным учреждением; 
  • имеется современная материально-техническая база и пространственно-предметная среда, обладающая необходимым количеством ресурсов для реализации планов развития;
  • ход и результаты работы интересны профессиональному педагогическому сообществу г. Нижневартовска; 
  • имеются широкие партнерские связи с культурными организациями, образовательными учреждениями города;
  • образовательные услуги востребованы; 
  • потребители удовлетворены дополнительными образовательными услугами, что обеспечивает высокий статус на рынке образовательных услуг;
  • обозначена необходимость формирования образовательного пространства как пространства реализации субъектности и системы сопровождения индивидуальных образовательных траекторий;
  • обучающимися приобретены способности так управлять собственным поведением, отношениями, деятельностью, чтобы добиваться общественно признаваемых результатов, что определено в Концепции развития дополнительного образования и молодёжной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре «Открытое образование: конструктор будущего».
    И в заключении мне хотелось бы спросить Вас. Почему не смогли построить Вавилоновскую башню? По той простой причине, что строители, не зная языков, не понимая друг друга, не смогли договориться. Так и в любой работе, не найдя точек соприкосновения, не желая понимать друг друга, невозможно добиться какого-либо успеха.
    К счастью, в нашем учреждении работают люди, не просто понимающие друг друга с полуслова, а что называется с полувзгляда. Это педагоги, работающие и чувствующие себя на одной волне. Оттого они быстро и что очень важно, охотно воспринимают новые идеи и осуществляют их в своей практике.
В таком коллективе очень приятно, легко и интересно работать. Люди, можно сказать «заражены» бациллой неравнодушия. И это, хочется надеяться,неизлечимо.
А ведь судьба человека, его удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многом определяется:
  • чувством самореализации в деятельности, 
  • отношением к профессии, 
  • уровнем профессиональных достижений. 
      Если этого нет, то человек не ощущает удовлетворенности от работы, не самореализуется, а значит, не развивается ценностное отношение к себе как к профессионалу.
    Существует формула счастливого человека. Это когда тебе хочется идти на работу, потому что тебя там ценят, уважают и ждут. И хочется возвращаться домой, потому что тебя там тоже любят и ждут. Мне кажется, что в нашем учреждении работают именно такие счастливые люди.





Популярные сообщения из этого блога

Распространение квалификационных категорий

Методическое сопровождение участников педагогических конкурсов как условие роста их профессионального мастерства

Калейдоскоп мастер-классов