Методическая учёба по теме: «Современные тенденции и проблемы семейного воспитания».


 Уважаемые коллеги!
Мы рады приветствовать вас на методической учёбе по теме: «Современные тенденции и проблемы семейного воспитания».
И так начну я с истории, которая поможет более ясно раскрыть суть темы методической учёбы!
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
— Папа, можно у тебя кое-что спросить?
— Конечно, что случилось?
— Пап, а сколько ты получаешь?
— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?
— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
— Ну, вообще-то, 500. А что?
— Пап — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. —
Пап, ты можешь занять мне 300?
— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег? Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег. Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
— Ты не спишь, сынок? — спросил он.
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
 Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Отец, увидев, что у сына уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит — ответил ребенок.
— Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
 Морали нет. Просто хотелось напомнить, что наша жизнь слишком коротка, чтобы проводить её целиком на работе. Мы не должны позволять ей утекать сквозь пальцы, и не уделять хотя бы крохотную её толику тем, кто действительно нас любит, самым близким нашим людям. Если нас завтра не станет, наша компания очень быстро заменит нас кем-то другим. И только для семьи и друзей это будет действительно большая потеря, о которой они будут помнить всю свою жизнь. Подумай об этом, ведь мы уделяем работе гораздо больше времени, чем семье.
Семья была и в обозримом будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Полноценная семья на основе родственных взаимосвязей аккумулирует и развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее.

Вследствие неумения многих семей приспособиться к новым условиям разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми.
Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Из семьи, семейного воспитания исходят у ребёнка представление о правде и справедливости, о чести и достоинстве, о правилах поведения и первых трудовых навыках.
Семья – это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. В детстве закладываются традиции семейного воспитания.
Исходя из этих представлений о семейном воспитании, сформировался ряд закономерностей:
Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и обсуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины».
Центральная задача семейного воспитания - создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно, физически здоровой личности.
Изменения в современной семье касаются как ее структуры, так и функций.
Первая тенденция, связанная с изменением структуры семьи, – это изменение
числа ее членов. Место расширенной семьи, в состав которой входило несколько поколений родственников, характерной для России еще в начале и середине XX в., устойчиво заняла нуклеарная семья, состоящая из двух поколений: родителей и их детей. Это привело к уменьшению числа людей, проживающих вместе, и к ослаблению связей (и экономических, и эмоциональных) между родственниками, живущими раздельно.
В настоящее время нормальным и желательным считается раздельное проживание вновь образовавшейся молодой семьи от семьи родительской.
В качестве второй тенденции, связанной с изменением структуры семьи, а также ее функций, можно назвать изменение преобладающего типа семьи. Бывший «классическим» в XIX в. патриархальный тип становится настоящей «музейной редкостью». Экономическая самостоятельность женщины поколебала ее исключительную зависимость от главы семьи, что способствовало кризису патриархальной моногамии.
Освещая основные задачи и содержание семейного воспитания, необходимо вооружать родителей конкретными методами и приёмами воспитательной работы с детьми с учётом особенностей формирования личности на каждом возрастном этапе, специфических воспитательных средств, которыми располагает семья. Вот несколько «правил семейной жизни», которые и создают благоприятный климат в семье:

СЕМЬ ПРАВИЛ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
1.Стремиться, насколько это, возможно, достигать в семье согласия и взаимопонимания.
2.Ориентироваться на доброжелательный стиль общения в семье.
3.И трудности, и радости, и неудачи, и успехи – все вместе.
4.Почитать старших и помогать младшим.
5.Чередовать труд и отдых.
6.Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники.
7.Стремиться проводить воскресные дни вместе.
А самые эффективные средства воспитания в семье - это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально - нравственный климат. В связи с вышесказанным хотелось бы вам прочесть одно стихотворение, которое, на мой взгляд, ясно даёт понять как необходимо вести себя родителям, да и педагогам.

ПОСЛУШАЙ СВОЕГО РЕБЁНКА!!
Чем  проповедь  выслушивать, мне лучше бы взглянуть
И  лучше  проводить меня, чем  указать мне путь.
Глаза  умнее  слуха, поймут всё без труда.
Слова  порой запутаны, пример  же никогда.
Тот  лучший   проводник  кто  веру  в  жизнь  привёл
Добро  увидеть  в  действии – вот лучшая  из  школ.
И  если  всё  мне  рассказать,  я  выучу  урок.
Но  мне  ясней  движенье  рук,  чем  быстрых  слов  поток.
Должно  быть   можно  верить  умным  словесам.
Но  я  уж  лучше  погляжу,  что  делаешь  ты  сам.
Вдруг  я  неправильно  пойму, прекрасный  твой  совет.
Зато  пойму,  как  ты  живёшь: по  правде  или  нет.
Составили:
Макаренко А.Ю. Миннуллина Г.Х.
Педагоги – организаторы отдел: ПКМЖ п/к  «Непоседа»

Популярные сообщения из этого блога

Распространение квалификационных категорий

Методическое сопровождение участников педагогических конкурсов как условие роста их профессионального мастерства

Калейдоскоп мастер-классов