«Формирование доброжелательных отношений в детском коллективе»

Здравствуйте уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас у нас в клубе «Романтика». 
Тема моего самообразования «Формирование доброжелательных отношений в детском коллективе». Работая педагогом-организатором в подростковом клубе, мы столкнулись с проблемой детских взаимоотношений в коллективе. Наш клуб посещают дети разного возраста, с разных школ, с разных микрорайонов, разных социальных положения, разных слоёв населения и с разными интересами и потребностями. В нашем клубе, а так же мне кажется с такой проблемой сталкиваются педагоги других клубов , существует проблема избирательного отношения детей постоянно посещающих клуб к вновь прибывшим. Вопросы воспитания, сотрудничества, поддержки, взаимопомощи и принятия участниками коллектива друг друга, также как и вопросы воспитания участливого отношения к чужой беде или неудачам, с нашей точки зрения, являются одними из наиболее важных вопросов, которые мы ставим перед собой.
 Именно в таком коллективе, прежде всего, необходимо «предохранить» детей от зазнайства, нездорового соперничества, злорадства по поводу бед и неудач другого человека.
При работе с ребятами нашего клуба, мной был подобран ряд упражнений и игр для снятия психологического «барьера настороженности» в общении детей, для улучшения микроклимата в коллективе и для формирования доброжелательных отношений между воспитанниками. Вот некоторые из них:
 
1.      Игры для организации знакомства детей
«Снежный ком»: педагог называет свое имя, следующий участник повторяет имя ведущего и добавляет к нему свое, третий – имена двух предыдущих участников и свое и так далее. «Снежный ком» катится, обрастая все новыми именами. Последний должен назвать имена всех предыдущих и свое собственное.
«Знакомство»: все дети встают парами, образуя внутренний и внешний круг. Затем поворачиваются лицом друг к другу, подают правую руку и знакомятся. После знакомства дети поворачиваются друг к другу левым плечом и под музыку бегут каждый круг в свою сторону.    Музыка останавливается, и каждый знакомится с тем, напротив кого он оказался. Снова под музыку все бегут в свои стороны.
   Эта игра используется и для продолжения знакомства и проверки того, как дети запомнили имена друг друга. В данном случае, повернувшись лицом друг к другу после остановки кругов, каждый называет имя того, кто оказался напротив.
«Хорошо ли мы знаем друг друга». Итак, дети познакомились. Теперь можно проверить, хорошо ли они запомнили имена, присмотрелись друг к другу. Для этого группа делится на две команды, выстраивается в две шеренги напротив друг друга. Педагог дает команду: «Постройтесь как можно быстрее
·         в алфавитном порядке по первой букве имени;
·         по росту;
·         по цвету волос;
·         по длине волос;
·         по цвету глаз: от самых светлых до самых темных или наоборот.
«Атомы и молекулы». Педагог объявляет детям, что они атомы и находятся в хаотическом движении. Все участники, кружась под музыку, движутся по комнате. По сигналу педагога команде: «Объединяемся в молекулы из двух атомов» - дети бросаются друг к другу, стремясь образовать пары. Затем молекулы снова разрушаются, и движение атомов продолжается. Снова раздается команда и называется уже другое количество атомов. И так продолжается до тех пор, пока все не объединятся в две или одну большую молекулу. Игра способствует развитию умения работать в команде, осознанию своей идентичности с другими.

2.      Игры с целью поиска общих интересов участников
   «Конверт откровений». Педагог предлагает каждому сидящему в кругу вопрос, написанный на полоске бумаги, и просит ответить. Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказаться о том, что волнует и интересует детей, узнать их ценности, убеждения и т.д. Примерные вопросы для игры:
·         · Если бы ты мог перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?
·         · Если бы ты смог на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого бы ты выбрал для этого? Почему?
·         · Если бы добрая фея обещала выполнить три твоих желания, то что бы ты пожелал?
·         · Если бы ты в течение одного дня был невидим, как бы ты этим воспользовался?
·         · Твоя любимая книга?
·         · Какого человека ты считаешь великодушным?
·         · Какой у тебя должен быть друг?
·         · В какой стране ты хотел бы жить?
·         · Если бы тебе предложили наметить план твоей жизни, то какими были бы три самые главные цели?
·         · Чем ты любишь заниматься в свободное время?
·         · Назови три качества, которые ты больше всего ценишь в человеке?
Вопросы могут варьироваться в зависимости от возраста участников коллектива, целей которые ставит перед собой педагог.
«Закончи предложение». Дети вместе с педагогом сидят кружком. Педагог начинает высказывание, которое все участники по очереди должны закончить. Примерами высказываний могут стать:
·         Больше всего мне нравится…
·         Я хотел бы стать…
·         Моя любимая игра – это…
·         Я хотел бы узнать о…
·         Я чувствую себя счастливым человеком, когда…
·         Мне грустно, когда…
·         Я хотел бы быть более…
·         Мне больше всего нравится в моих друзьях…
·         Взаимопомощь важна потому, что…

3. Игры для развития умения общаться в коллективе и для развития умения видеть положительные качества окружающих.
«Ассоциации».
 Участник игры выходит из комнаты. В его отсутствие загадывается один из присутствующих, имя которого он должен отгадать с помощью вопросов ассоциативного характера. Важно, чтобы было названо как можно больше разнообразных предметов, явлений, с которыми может быть сравнен загаданный человек (участников заранее предупреждают, что сравнение не должно быть обидным). Отгадать загаданного участника можно с трех попыток.   Игра помогает детям узнать, как воспринимают их члены группы, развивает наблюдательность, интуицию, мышление.
«Чей это портрет?». 
Каждый из участников берет лист бумаги, после чего выбирает в группе человека, который по многим своим качествам ему нравится больше других. Никто из играющих не сообщает другим, о ком идет речь. На листе каждый указывает пять качеств, которые особенно нравятся ему в выбранном человеке. Затем по очереди каждый участник зачитывает характеристику, а все окружающие пытаются определить человека, к которому она относится.

3.      Игры для улучшения сотрудничества в коллективе.
«Зеркало». Участники разбиваются на пары и встают лицом друг к другу. Один из них исполняет роль ведущего, другой - его «зеркала». Первый выполняет различные движения (они могут быть оговорены педагогом заранее). «Зеркало» копирует движения своего партнера, стремясь достигнуть наибольшей синхронностей. Затем партнеры меняются ролями.

«Сиамские близнецы». Все играющие разбиваются на пары, и педагог предлагает им представить на время, что они – сиамские близнецы: одним боком и ногой срослись друг с другом и представляют собой единый организм. Надо попробовать ходить в таком состоянии, передвигаться по классу в течение определенного заданного времени. Затем дети возвращаются в круг и обмениваются впечатлениями от проделанного: какие чувства возникали во время выполнения задания, было ли трудно или легко это сделать, как удалось добиться согласованности действий.
 С моей точки зрения, эти игры развивают способность чувствовать партнера, добиваться согласованности действий, создают отношения доверия и ответственности в коллективе.
 Хочется добавить, что кроме специально организованных игровых форм, весь процесс общения воспитанников в нашем коллективе выстроен на основе взаимопомощи и взаимного согласия. Например, старшие воспитанники обучают младших, как вести себя в клубе, как играть в теннис или настольные игры и т.д. В нашем клубе  практикуются организация совместных мероприятий, где дети старшего возраста придумывают и проводят игры для младших детей самостоятельно. Очень плодотворными являются формирование команд для межклуюных мероприятий, совместные репетиции творческих вечеров и праздничных концертов для родителей и жителей микрорайона.

Хотела бы закончить своё самообразование притчей:
«СВЕЧИ».
На столе стоял красивый канделябр. В нем тихо горели 4 прекрасные свечи. Но вот беда, 3 из них печально горели, полагая, что люди никогда не смогут оценить их труд. Первая свеча сказала:
Я - Спокойствие.
"К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!" И огонёк свечи погас.
Вторая сказала:
Я - Вера.
"К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше». Едва она произнесла это, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
Я - Любовь.
"У меня нет сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые любят их больше всего - своих близких." И через некоторое время, эта свеча угасла.
...В комнату зашёл ребёнок. И увидел три потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: "Что вы делаете?! Вы должны гореть! Я боюсь темноты!!!"
Произнеся это, он заплакал. Взволнованная четвёртая свеча произнесла:
«Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно зажечь и другие три свечи!!
Я – НАДЕЖДА».

Приведенная притча очень ярко показала нам, что в коллективе всегда должен быть человек (или группа), которые сплачивают людей, помогают им «зажечься», настроиться на позитивную сферу деятельности и нести свет и тепло окружающим – детям, взрослым, всему живому. И именно мы, педагоги-организаторы как нельзя лучше характеризуют данную притчу в современной жизни.

Популярные сообщения из этого блога

Распространение квалификационных категорий

Методическое сопровождение участников педагогических конкурсов как условие роста их профессионального мастерства

Калейдоскоп мастер-классов