Формы контроля и результатов в системе дополнительного образования




Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

Контроль является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством образования. Для того, чтобы управлять образовательным процессом реально, а не формально, педагогу необходимо иметь разнообразные фактические данные о различных сторонах процесса образования. 

Процесс управления качеством образования становится невозможным без постоянной обратной связи, без информации о промежуточных результатах, который получается по средствам текущего контроля. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к новым стандартам. В настоящее время педагогический контроль приобретает особое значение, так как идет пересмотр понятия «качественное образование». Поэтом актуальна проблема повышения эффективности педагогического контроля. 

Эффективность систем контроля и оценка хода результативности обучения необходимы для того, чтобы обоснованно судить о том, насколько точно и полно реализуются цели обучения, и своевременно вносить требуемые коррективы, стимулировать обучающихся к успешному овладению программы. 

Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки: исполнительские, актёрские, педагогические. 

Как и в любом деле, результат в дополнительном образовании имеет свою поэтапность, ступенчатость: 

1. Открытое занятие. Это первая ступень, где впервые проявляются исполнительские способности и навыки у воспитанника и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил воспитанника определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности. 

2. Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, турниры, праздники и пр. Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко виден результат воспитанника и педагога. Здесь показаны не только способности и навыки в той или иной области (хореографии, рисовании, спорте, в музыке, театре и др.), но и в других видах искусства. А именно в совокупности всех видов искусства будет проявляться результат. Ведь проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и воспитанники, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит костюмы, кто-то подарки, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы воспитанника и педагога. 

3. Выход на сцену: концерты, смотры, фестивали, конкурсы и пр. Эта более значимая ступень, более ответственная. Она подразделяется ещё на несколько частей. И каждая часть несёт свой уровень результата. И так, давайте рассмотрим каждую часть отдельно. 

Концерт. Принимая участие в концерте, каждый коллектив, каждый воспитанник этого коллектива и, конечно же, педагог показывает уже высокий результат свое деятельности. Воспитанник – исполнительское мастерство и умение. Педагог – педагогические, балетмейстерские, организационные навыки, знания, умения. Если раньше на открытом занятии или итоговом мероприятии результат видели только родители, воспитанники коллектива, другие педагоги, то на концерте результат вашей работы увидят уже воспитанники других коллективов, их родители, их педагоги, да и просто посторонние люди, пришедшие на концерт. Здесь уже нужно постараться исполнить свою роль так, чтобы зритель пришёл ещё раз на вас посмотреть. 

Смотры, конкурсы, фестивали. Это уже выход на профессионализм. Есть конкурсы институционального, городского, окружного, международного значения. Заняв, какое либо место на городском конкурсе, можно заявляться на конкурс окружного значения, потом идут межрегиональные, российские и международные конкурсы, фестивали. Побеждая на каждом из видов конкурсов, мы тем самым показываем и совершенствуем своё мастерство: воспитанник – исполнительское и актёрское, педагог – педагогическое, балетмейстерское, организационное. Как воспитанник, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного статуса, продолжает повышать свой профессиональный уровень. Это посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций. Это и общение между коллективами, между педагогами, руководителями и, конечно же, с членами жюри, выслушивая их замечания и делая выводы в отношении своей работы. Есть ещё один вид результата. Он больше касается воспитанника, нежели педагога. Это когда воспитанник может попробовать свои силы в педагогической области: провести занятие в младших группах, проверить правильность исполнения, передать свой учебный материал (танец, этюд, композицию и пр.). Как правило, такие воспитанники в дальнейшем выбирают себе профессию, касающуюся данного вида творчества (хореография, спорт, рисование, рукоделие, плавание и пр.). Они становятся либо профессиональными исполнителями, либо педагогами и учат уже своих воспитанников. 
Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании. 


Мониторинг качества образования 

Сегодня педагогический коллектив все больше направлен на получение качественного ожидаемого результата, на поиск тех психолого-педагогических форм и методов, которые позволяют выявлять результаты развития ребенка в ходе реализации образовательных программ различных видов творческой деятельности. 

    С этой целью во ЦДТ проводится образовательный мониторинг, разработанный с учетом особенностей образовательной деятельности учреждения. 
  Под мониторингом качества образования подразумевается постоянное изучение образовательного процесса, как системы формирования знаний, умений и навыков, норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг к другу, с целью выявления его соответствия желаемому результату. 

Целью мониторинга является определение уровня освоения воспитанниками образовательной программы (в предметной деятельности и личностном развитии), соотнесение полученного образовательного результата с целью программы. 

Задачи мониторинга: 

  • отслеживание и фиксация результатов освоения образовательной программы; 
  • отслеживание и фиксация особенностей личностного развития воспитанников; 
  • отслеживание динамики развития коллектива и его творческого роста. 
Содержание направлений мониторинга: 
  • мониторинг качества предметной деятельности 
  • мониторинг личностного развития воспитанников 
  • мониторинг коллективной творческой деятельности 
Организация и формы проведения мониторинга. 

Мониторинг качества образования осуществляется ежегодно и разделяется на несколько этапов: 
Начальный – проводится в начале учебного года в виде тестовых заданий, собеседований, просмотров, прослушиваний и фиксирует исходный уровень воспитанника. 
Текущий – проводится в течение учебного года для выявления уровня овладения воспитанниками знаниями, умениями и навыками. 
Промежуточный – как правило, совпадает с этапами педагогического контроля, обозначенными в образовательной программе, результаты выполнения данных контрольных заданий, упражнений, нормативов и т.п. фиксируются в журнале учета работы группы. 
Итоговый – проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении, воспитании и развитии и соотнесения полученного результата с целью образовательной программы. 
Формы контроля: исходя из вида предметной деятельности, педагог вправе самостоятельно выбирать формы контроля и проведения итоговых мероприятий. Формы подведения итогов образовательной деятельности должны соответствовать цели контрольного мероприятия, которая в свою очередь, соответствует задачам программы. Такое задание должно быть увлекательным, носить, по возможности, игровую форму, позволяющую каждому воспитаннику продемонстрировать свои достижения и показать себя с наилучшей стороны. 

Рекомендуемые формы контрольных мероприятий для различных направлений творческой деятельности.


Художественно- эстетическое направление
  • эстафета творчества
  •  урок-концерт
  • академический концерт
  • вернисаж
  • тематическая выставка
  • аукцион
  • фестивали-конкурсы
  • ярмарка ремесел и т.д.

Эколого-биологическое  направление и естественно научное направление
  • викторина
  • олимпиада
  • pащита проектов
  • презентация
  • конференции

Культурологическое, социально-педагогическое направление
  • педагогический ринг
  • эстафета
  • турнир знатоков
  • конференция
  • проект

Физкультурно-спортивное и туристское краеведческое направление
  • открытые старты
  • квалификационные соревнования
  • кубковые встречи
  • спортивные турниры
  • эстафеты


Для достижения поставленной цели при подготовке и проведении различных форм  мероприятий по подведению итогов коллективной творческой деятельности необходимо учесть:
  • Как показать лучшее, что появилось в этом учебном году в детском объединении;  Заметить любой «+» в ребенке
  • Обеспечить положительную оценку деятельности объединения из разных источников (педагогов, руководителей, родителей, выпускников и др.)
  • Наглядно распропагандировать коллектив, его воспитанников, успехи ребят, используя различные материалы и методы;
  • Сочетать рассказ и показ достижений с игровой развлекательной программой, объединяющей всех участников действия: родителей, воспитанников, выпускников, друзей коллектива.

Формы фиксации результатов мониторинга 

   Результаты освоения программы могут фиксироваться: в индивидуальном плане воспитанника; в карте наблюдениях; в протоколах и таблицах классификационных соревнований; в зачетной карте воспитанника; в дневнике самоконтроля; в таблице этапных показателей освоения образовательной программы; таблица контроля знания учебного материала в хореографических коллективах. 
    Очень важно для педагога зафиксировать результаты мониторинга образовательной деятельности воспитанника. Ведь анализировать можно только, то, что зафиксировано. 


Основания для выявления результатов и их оценки 

Модель оценки можно представить на основе пяти взаимосвязанных и взаимообусловленных групп показателей: 
  Оптимальности программы на основе известных критериев: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость и др.; 
    Оптимальности процесса, происходящего на любом уровне управления качеством образования в учреждении. Субъект управления сам оценивает то, что он делает, с тем, что намечено в проекте, плане, модели и т.д.; 
  Оптимальности текущих результатов, разрабатываемых учреждением, отделом, руководителем программы на основе прогноза индивидуальных образовательных результатов, результатов каждого взаимодействия педагога с детьми и последующего их мониторинга для анализа, корректировки, усовершенствования деятельности, профилактики ошибок. 

Оценка результатов предполагает обязательную разработку разных критериев: 

    Конечных результатов для каждого уровня управления (от педагога до учреждения в целом); 
  Отдаленных результатов образования (социальные вклады деятельности педагога, учреждения) или систематическое исследование и фиксация «линий жизни», успехов, достижений и т.п. своих воспитанников. Совокупность этих данных не только способствует составлению «банка данных», но их анализ позволяет вносить коррективы в деятельности и более реалистично подходить к программе своего развития. 

При этом образовательный результат - это, прежде всего, результат ребенка: 
  • итог его работы в образовательном процессе, 
  • следствие собственных усилий и собственной деятельности в образовании себя, 
  • итоги его освоения предложенного содержания образования (достигнутый уровень образования), 
  • выражение степени его успешности и личностного роста как позитивного развития, значимого для самого человека и общества. 

    Педагог организует и участвует в образовательном процессе и, поэтому, происходит относительное приравнивание индивидуального образовательного результата к педагогическому, но не их абсолютное совпадение. 
     Результаты деятельности педагога выражены в воспитанниках и являются ее основными итогами, но результативность педагога выражается через качество организации совместной деятельности с детьми, что фиксируется через относительные показатели: уровень и степень организации (состояние педагогической деятельности в направлении ее системного оформления в программе), нацеленность педагога на профессиональное и личностное совершенствование и степень его проявления (полнота осуществления своих преимуществ, предназначения, способностей, достигнутый и прогнозируемый рост компетентности). 

Выделяются пять параметров, по которым можно отслеживать результаты: 

  • Уровень освоения детьми содержания предмета, области или направления деятельности, предложенных и определенных педагогом. 
  • Устойчивость интереса детей к предлагаемой деятельности или коллективу (сохранность контингента, наличие положительных мотивов посещения занятий, в осознании детьми необходимости занятия для себя). 
  • Уровень творческой активности детей (выявление позиции, отношения, желания ребёнка в различных видах деятельности). 
  • Творческие достижения детей (степень стабильности и качества творческих достижений детей, систематичность участи в творческих конкурсах, соревнованиях, выступлениях, мотивация участия в творческих достижениях, степень новаторства, изобретательства). 
  • Воспитательные результаты (характер отношений между педагогом, детьми, каждым отдельным человеком коллектива, характер ориентаций и мотивов каждого ребёнка и всего коллектива в целом, состояние микроклимата в коллективе). 
Результаты освоения образовательной программы 

Цель: совершенствование образовательного процесса 

  Социальная функция проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню образования детей. В конечном счете, система контроля и оценки для педагога становится инструментом оповещения общественности и государства о состоянии и проблемах образования, для прогнозирования направлений развития, внесения необходимых корректировок 
   Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным результатом усвоения учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: сформированность (несформированность) качеств личности, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). 
  Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов обучения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности. 
   Эмоциональная функция - эмоциональная реакция педагога должна соответствовать эмоциональной реакции воспитанника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. 

Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. 

   Функция управления очень важна для самоконтроля, помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса. 
     Что следует выявлять: объем, уровень и качество. 
    Объем знаний по определенному предмету – это перечень ведущих понятий, законов, идей теорий; 
   Уровень усвоения знаний, т.е. характер применения усвоенных знаний, обеспечивающий ту или иную степень мыслительных усилий (уровень мыслительной деятельности). 
  Различные уровни усвоения знания определяются его качеством, под которым подразумевают определенные характеры, характеристик усвоенных знаний, умений и навыков (например, полнота, прочность, глубина, оперативность, гибкость, действенность и т.д.). 

Как выявлять? 

Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров. 

Мониторинг — систематический бор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики

Формы контроля по образовательной дисциплине: контрольное занятие, урок-концерт, конкурс, показ, концерт, спектакль, турнир, тестирование, выставка вернисаж, соревнование контрольные испытания, контрольная тренировка, туристский слет, зачет. Контроль знаний, умений и навыков, способствующих общему развитию: опрос, тестирование, анкетирование, конкурс, концерт, праздник детского коллектива, эстафета, тематический вечер и пр. 
  Из образовательной программы: формы подведения итогов (контрольных заданий, испытаний): в предметной деятельности, в творческой деятельности, в личностном развитии. 

Как оценивать воспитанника? 

В педагогической энциклопедии оценка рассматривается - как определение степени усвоения воспитанниками знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним программами. 

Виды оценочных шкал 

Количественная шкала – это хорошо всем известная система школьных отметок; в качестве измерения выступает числовое множество; 

Абсолютная шкала – оценка знаний и усилий выглядит как некий числовой символ, точка отсчета абстрактна. Примером могут служить привычные для нас контрольные работы и тесты, при оценивании которых осуществляется сопоставление результатов с абстрактными нормативными критериями, которым соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное задание – "5", одна ошибка – "4" и т. д.; 

Относительная шкала - оценочная шкала – предполагает сравнение текущего состояния воспитанника с его же состоянием некоторое время назад. 

Порядковая шкала – чаще используется в структурированных областях, таких как искусство, или при оценке, например, личностного развития. 

Рейтинговая система: уровневая шкала: высокий, средний, низкий; словесная шкала: отлично, хорошо, удовлетворительно.

Популярные сообщения из этого блога

Распространение квалификационных категорий

Методическое сопровождение участников педагогических конкурсов как условие роста их профессионального мастерства

Калейдоскоп мастер-классов